Совет музыкального руководителя
10 причин отдать ребенка в музыкальную школу
Несмотря на то, что
· ребенок фальшиво поет песни Чебурашки и слуха у него нет;
несмотря на то, что
· пианино некуда поставить и бабушка не может возить ребенка «на музыку»;
несмотря на то,
· что ребенку вообще некогда - английский, секция по каратэ, танцы и так далее...
есть причины все это преодолеть и все-таки учить музыке по многим очень веским причинам, которые должны знать современные родители:
1. Играть - это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицирование - это квинтэссенция, апофеоз светских манер.
2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и в праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание, строгие родители! Музыка - это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!
3. Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора-математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.
4. Музыка и язык - близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший - музыка; потом младший - словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку. Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но еще раньше был Звук.
5. Музыка структурирована и иерархична: крупные сочинения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, также сплошь иерархического и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиници Сузуки, не слишком преуспевали в развитии музыкального слуха и памяти, но зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведет прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учебы ребенок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудренным и философичным Бахом и другими персонами. Играя, ему придется в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остается один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное - понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера - обезоруживающая улыбка «хорошего парня».
7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувствительны как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом как мужчины. Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и поэтому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline - срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперед зачет по гаммам или классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу» и ребенок таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад. Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве - это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так читающий с листа пианист сразу делает несколько дел - помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передает информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребенку-музыканту будет легче, чем Вам бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
10. И, наконец, музыка - наилучший путь к жизненному успеху. Почему?
См. пп. 1-9. Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:
· Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей так трудно играть на фортепиано на сцене;
· Кандолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своем ослепительном концертном платье,
· Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.
Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы недолго и без особого рвения? Конечно занимались.
И у Вас есть 10 причин последовать их
вдохновляющему примеру.
Советы педагога-психолога
Общение
— это искусство
Человек
постоянно находится в водовороте контактов с людьми близкими ему и совершенно
незнакомыми. Его успехи, достижения, а также душевное благополучие во многом
зависит от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения. И помочь
ему в этом на первых порах должен именно взрослый. Ведь именно близкий человек,
обладающий достаточно богатым житейским опытом, знающий особенности характера
своего малыша, является для него авторитетом в первые годы жизни.
Пока круг общения ребенка ограничен близкими взрослыми, проблем обычно не возникает.
Постепенно, с увеличением контактов со сверстниками и
другими взрослыми, у ребенка могут возникнуть проблемы в плане общения. Они
могут быть разными и варьироваться в зависимости от типа темперамента ребенка,
особенностей воспитания и множества других факторов. Чтобы более глубоко понять
особенности общения вашего малыша с другими людьми и ваше отношение к ним,
проведем небольшое тестирование. Для этого постарайтесь вдумчиво и достаточно
развернуто ответить на следующие вопросы:
1. Много ли у вашего малыша знакомых-сверстников, детей старше его, детей младше его?
2. Проявляет ли малыш инициативу при знакомстве с новым человеком?
3. Вызывают ли у ребенка интерес новые люди? Если да, что в чем это проявляется?
4. Если вам случалось оставить малыша одного, как он себя вел?
5. Участвует ли ваш малыш в коллективных играх и забавах во дворе, когда к вам приходят гости?
6. Может ли ребенок занять себя сам?
7. Умеет ли ребенок придумывать игры и забавы для своих друзей, братьев или сестер?
8. Если вашему ребенку нравится другой малыш, как он это показывает, в чем проявляется его симпатия?
9. Часто ли ваш малыш обижается?
10. Что будет делать ваш ребенок, если у него отняли игрушку?
11. Сможет ли малыш постоять за себя, если возникнет такая
необходимость?
12. Что будет делать ваш малыш, если попадет в новый
коллектив, в новую обстановку?
13. Умеет ли ваш ребенок делиться игрушками?
14. Жалеет ли ваш ребенок другого малыша, если его обидели?
15. Любит ли ваш малыш ходить на детские игровые площадки?
16. Любит ли ваш малыш быть в центре внимания?
После
того как вы закончите отвечать на вопросы, у вас получится своеобразный
психологический портрет вашего ребенка. Если вы достаточно
развернуто отвечали, вырисуются особенности общения ребенка, его
коммуникативные предпочтения, а, возможно, и проблемы. Задумайтесь над ними,
понаблюдайте за поведением своего малыша в ситуации общения с другими детьми, со взрослыми. Это даст вам дополнительную «пищу» для
размышлений. Парадоксально, но факт: неприятности всегда возникают «вдруг», как
бы из ничего. Был малыш милым, улыбчивым, обаятельным, коммуникабельным. Как
вдруг резко изменился: стал замкнутым, неразговорчивым, часто расстраивается, ни
на минуту не отпускает от себя. Родители в недоумении: что случилось с ребенком? Опять обратимся к житейской
мудрости: «вдруг» и «просто так»
ничего не случается. Это тоже факт. В жизни человека, как и в
природе, все взаимосвязано. И возникшие у ребенка проблемы в общении не исключение.
Давайте рассмотрим ситуацию в динамике.
В среднем до 2—2,5, а то и 3-х лет круг общения ребенка составляют взрослые — мама, папа, дедушка, бабушка и т. д. (помните, мы говорим о полной семье, в которой есть оба родителя; у детей в неполных семьях часто проблемы иного плана). Его любят, о нем заботятся, знают о его особенностях, в общем, ребенок живет в ситуации полного доверия, любви и согласия. Ему всегда готовы помочь, поддержать. Но вот малыш вступает в новые контакты, вокруг все непривычно: новые лица, новые характеры. И далеко не всегда эти люди готовы выполнить просьбу ребенка, согласиться с его желаниями, дать ему то, что он хочет... И начинается непонимание, недовольство, нежелание общаться. Одной из причин такого поворота может быть искусственное ограничение контактов ребенка родителями. Да, современная ситуация, характеризуемая как высоко криминальная, не располагает к расширению круга общения. Родителям гораздо спокойнее оставить малыша дома перед телевизором, чем отпустить во двор, в котором может случиться все что угодно, а соседские дети жутко невоспитанны. С другой стороны, в жизни могут сложиться объективные обстоятельства, которые не позволят ребенку удовлетворить естественную потребность в общении (занятость родителей, болезнь кого-то из родственников, проживающих вместе с ребенком, и т. д.). Конечно, необходимо учитывать все вышеперечисленные факторы, но исходить в процессе воспитания нужно из интересов самого ребенка. Ведь он просто нуждается в разнообразных впечатлениях, в разнообразном опыте, причем как позитивном, так и негативном.
Итак, очень условно можно сказать, что трудности в общении у ребенка вызываются двумя причинами.
Первая связана с чрезмерным стремлением к лидерству. Другими словами, этот ребенок — эгоист. Данное качество не развивается само по себе. Обычно оно систематически и, естественно, с благими целями культивируется родителями.
Такой стиль воспитания психологи называют «кумир семьи». Ребенку оказывают постоянное внимание, потворствуют его прихотям и желаниям, идут у него на поводу. Ребенок очень быстро привыкает к такому взаимодействию и начинает считать его единственно верным. Естественно, что, приходя в коллектив сверстников, он начинает вести себя так же, как и в семье. Это, в свою очередь, вызывает у сверстников, с одной стороны, недоумение, а с другой, провоцирует их агрессивное поведение по отношению к «маленькому Наполеону». В итоге ребенка перестают принимать в игры, он становится обидчивым и озлобленным. А взрослые, в свою очередь, искренне недоумевают по поводу негативных изменений в поведении и характере ребенка.
Вторую причину можно связать с излишней застенчивостью малыша. Если в первом случае родители ведут себя чересчур мягко, то родителей застенчивых малышей скорее можно охарактеризовать как властных, авторитарных и не терпящих возражений. Эти родители больше всего предпочитают крик, моральные унижения, давление и т. п. Они не допускают послаблений, предъявляя ребенку повышенные требования. Малыш не может справиться с таким нажимом, он не в состоянии открыто противостоять ему. Мир начинает казаться ему враждебным, как и люди, живущие в нем. А тогда приходит и выход: лучший способ — это избегать контактов, а поддержку можно найти в самом себе. Ребенка начинает пугать все новое и непривычное. В итоге он может начать «тихую войну», делая все назло взрослым.
Итак, понимая свои ошибки и спровоцированные ими трудности в общении у детей, вы сможете найти подход к решению проблемы.